Андрей Райгородский о сложностях, с которыми сталкиваются молодые ученые

СМИ о нас | 2 июля 2019

«Фундаментальная наука обеспечивает очень важную потребность человека — стремление открывать истину и узнавать новое»

Увлекает ли молодых людей фундаментальная наука? В чём польза чистого знания? С какими трудностями сталкиваются ученые в начале своей карьеры? Рассказывает Андрей Райгородский, доктор физико-математических наук, профессор, директор Физтех-школы прикладной математики и информатики (ФПМИ), руководитель совместных исследовательских программ Яндекса и МФТИ.

Давайте поговорим о том, почему молодые люди вообще идут в фундаментальную науку, в чём её ценность, когда есть столько возможностей в индустрии?

Наука — это насущная потребность многих людей. Математики занимаются математикой не потому, что она имеет практическое приложение, а потому, что она прекрасна сама по себе. Фундаментальная наука обеспечивает очень важную потребность человека — стремление открывать истину и узнавать новое. Именно таким образом появляются те великие результаты, которые первые сто лет кажутся ни для чего не нужными безделушками, а потом вдруг выясняется, что они жизненно важны для огромного количества практических областей.

Классический пример, который я всегда привожу, — проблема четырех красок. Эта задача была придумана в первой половине XIX века. Грубо говоря, суть в том, что если взять политическую карту, где каждой стране нужно присвоить такой цвет, чтобы граничащие страны имели разные цвета, то согласно гипотезе всегда хватит как раз четырех цветов.

Зачем кому-то нужна такая задача? Неужели в реальности мы будем экономить краски? Просто игра ума и больше ничего! Но потом оказалось, что это связано с так называемой раскраской графов, а это уже исключительно важно, в том числе для различных задач современной индустрии. Например, для задачи расстановки вышек сотовой связи — как их расположить таким образом, чтобы минимальное количество покрывало как можно большую территорию.

Поэтому в любом хорошем университете должна быть не только практика, но и глубокая фундаментальная составляющая. Я это всячески пропагандирую и реализую внутри Физтех-школы. Люди должны не только усваивать те инструменты, которые нужны для решения каких-то конкретных, пусть даже продвинутых, индустриальных задач, они должны научиться думать так, чтобы по окончании университета самим ставить новые задачи и создавать инструменты, которые будут изучать новые поколения.

Я сужу и по своему личному опыту. Хотя мне всего 42 года, у меня уже 25 человек защитили кандидатские диссертации, и из них трое — докторские. Причём все они занимались чистой математикой.

Подробнее

Политика в отношении обработки персональных данных

Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208,
email: info@cmc.adygmath.ru