Формирование единой образовательной среды в Адыгее

Новости | 23 марта 2020

За пять лет существования Кавказской математической олимпиады, в Адыгее надёжно сложился постоянный формат её проведения. По словам Дауда Казбековича Мамия, главная мысль, заложенная в олимпиаде изначально, как: «Кавказ без границ» на сегодняшний день значительно расширилась.
— Мы стремимся к тому, чтобы всё-таки в регионах Юга России, может быть и в странах ближнего зарубежья создавалось некое единое образовательное пространство, в рамках которого можно было бы сотрудничать и реализовывать какие-то совместные проекты… — Сообщил Дауд Казбекович.

Уже на следующий день после торжественного открытия Пятой Кавказской математической олимпиады, для всех руководителей делегаций на базе РЕМШ был организован круглый стол на тему: «Кавказский математический центр АГУ, Региональные центры по работе с одаренными детьми, новые возможности для сотрудничества в области математического образования на Юге России». На повестке, как и следует из названия, рассмотрели вопросы организации новых образовательных форматов и проектов, которые возможно реализовать не только на территории нашего региона, но и за его пределами.
— Во многих регионах на сегодняшний день отсутствует полноценная система работы с талантливыми детьми, — отметили на встрече. — А когда создаваемые региональные центры не имеют системы поиска и поддержки талантливых детей, как следствие, они не могут накопить внутреннего потенциала для своего дальнейшего развития.

Показать, каким потенциалом обладает сегодня Адыгея, предложить свои способы интеграции регионов на южном пространстве для формирования единой образовательной среды — с одной стороны, и с другой — понять и рассмотреть проблемы, которые существуют, найти способы их решения и оказать регионам посильную помощь — основные задачи проводимого круглого стола.
Обсуждая список действующих проектов, особое место было уделено творческому конкурсу учителей математики Юга России, а также системе опорных школ Кавказского математического центра. Кроме того, текущие результаты — вовсе не повод останавливаться на достигнутом, — считают организаторы. Совсем недавно на базе центра «Полярис» была запущена совершенно уникальная — мобильная лаборатория математики, которой нет больше ни в одном регионе России. Мобильность лаборатории обеспечивают, так называемые, «чемоданчики математиков», благодаря которым уже сегодня стало возможно выезжать в различные муниципальные образования и проводить занятия со школьниками с помощью специально разработанного инструментария. И в дальнейшем, по словам руководителей Кавказского математического центра, используемые технологии будут лишь набирать обороты.

Пока участники Кавказской математической олимпиады проходили испытания первого тура, ведущие популяризаторы математики России провели для руководителей делегаций на базе АГУ ряд тематических лекций. Одную из них провёл Андрей Михайлович Райгородский. Тема: «Системы общих представителей или как составить команду для участия в олимпиаде».
В основу лекции легла необычная математическая задача. Как охватить 18 математических дисциплин и составить команду лучших учеников из 20 кандидатур? Сколько учеников нужно включить в команду, как минимум? Возможно ли собрать идеальный набор из шести человек? Или стоит перестраховаться и включить в список семерых? На лекции рассмотрели каждый случай по отдельности. Не обошлось и без спорных моментов, во время решения которых в аудитории нередко возникали живые обсуждения.
Самое оптимальное решение было подсказано самим Андреем Михайловичем Райгородским — для этого подошла популярная формула из курса информатики — формула, так называемого, «жадного алгоритма». Впрочем, чтобы прийти к верному решению, каждый математик может использовать свои собственные техники, которые так же будут являться правильными — отметили на встрече. Слушателям лекции очень понравилась предложенная задача. Некоторые педагоги пообещали, что в дальнейшем они обязательно проверят навыки своих учеников на этом примере.

«Математика и музыка» — ещё одна тема лекции для педагогов от Николая Николаевича Андреева. По его словам, взаимосвязью музыки и математики учёные интересовались много столетий назад и для многих эта тема остаётся актуальной до сих пор.
В чём же можно отследить взаимосвязь двух этих дисциплин? Простой пример: в основе равномерного темперированного строя (собственно, музыкальной октавы из 12-ти полутонов), лежит ни что иное как геометрическая прогрессия! Вывод: если человек будет знаком со свойствами геометрической прогрессии, в дальнейшем ему будет проще истолковать некоторые музыкальные принципы.
Не обошлось на лекции и без небольшой исторической составляющей. Вспомнили легенду возникновения шахмат в Индии — ещё одну яркую иллюстрацию геометрической прогрессии в жизни. Последовательность чисел, которая очень быстро растёт и при этом остаётся неизменой в любом своём отрезке, дала всем присутствующим ответы на многие музыкальные вопросы. Так, например, почему музыкальная октава поделена на 12 частей, а концертный рояль содержит 88 клавиш? — причина кроется, также в свойствах геометрической прогрессии.

Подобный практический подход в изучении математики и умение заинтересовать своих учеников — важные составляющие в образовании, — уверен Николай Николаевич. В этом случае, рассказывая детям о математических формулах, педагоги могут подкрепить свои слова примерами из жизни, а это, в свою очередь, делает углубленное изучение математики ещё более интересным.

Политика в отношении обработки персональных данных

Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208,
email: info@cmc.adygmath.ru